Эдуард Веркин: «ОСЕННЕЕ СОЛНЦЕ»
Отзыв на одно из 15 произведений шорт-листа литературного конкурса «КНИГУРУ-2019».
«Осеннее солнце»… И предвкушаешь нечто ароматно-багряное, дождливо-ветренное, а местами уныло-ленивое. На деле всё совсем не так. Осень в повести – символ. Рубеж, который разделит на «до» и «после». Что «после», читатель так и не узнает. А вот «до» – с избытком, с подробностями, в описании трех летних месяцев, которые западают в памяти и на которые приходится приятный период юности 14-летнего Ивана.
Что цепляет – так это главный герой. Он коренной деревенский житель, с рождения и до самого «осеннего солнца». Согласитесь, явление редчайшее в подростковой прозе. Вся его жизнь, мечты, деятельность крутятся вокруг Туманного Лога – покинутой деревни на берегу Сунжи (кстати, реальная река в Ивановской области). Место, оторванное от цивилизации, где нет связи, нормальных мостов и дорог, перебои с электричеством, три жилых дома и т.д.
Казалось бы, на это можно только сокрушаться и строить планы съехать отсюда при первой возможности. Но Иван другой. Он исключительно созидательный персонаж. Активный и деятельный, юноша помогает матери и односельчанам: латает крышу, ломает свежие веники для бани, сопровождает в больницу. Он чувствует это место не иначе как «мой дом». И дом этот шире приусадебного участка. Это и улица, и овраги, река, леса, поляны… Иван знает, где, когда, что собирать, ловить, искать, запасать в этих местах. Знает деревенские байки и историю своей семьи, видит красоту природы, замечает местные диковинки. И вся эта деревенско-лесная самобытность открывается читателю в предельно живописных описаниях. И вот будто бы сам возвращаешься в детство (при условии, что оно тоже деревенское). И в этом ностальгически приятный момент повести.
Иван не только знает свой «дом» – он его облагораживает. В делах может не столь значительно (обновил указатель, как смог, ухаживает за дубом). Но в мыслях… Всё для Ивана здесь реликтовое, редкое, особенное (пиявки, пляж, фиолетовые лягушки, сосны). И мечтает он – ни много ни мало – возродить деревню, сделать привлекательной для туристов! Стремление замечательное, чистосердечное, похвальное для его возраста. Но… несбыточное. Вроде бы и идеи интересные, хотя и наивные (с дубом, с заготовками березового сока, можжевельника, золотого корня, с «туманными вениками» и трюфель-сафари). Однако одного энтузиазма не хватает. Нет у юноши ни товарищей-единомышленников, ни взрослой подсказки, стороннего участия…
Зато хватает склочных одноклассниц, которые, в противовес главному герою, мечтают покинуть «дыру чертову». Шнырова и Дрондина – две соседки-односельчанки, два в целом пассивных, дисгармоничных персонажа. Хотя и они по-своему оживляют вялотекущее существование Туманного Лога. И выступают эдакими достопримечательностями повести. Такой вражды, ехидных подколок, чудаковатых выходок хватило бы на несколько героев.
Поначалу их склоки забавляют. Но к середине повести ловишь себя на мысли: «Ну, неужели не угомоняться. Вот-вот, наверное, что-то случиться трагичное, переломное и героини сплотятся, подружатся». Но нет, никаких шагов навстречу. И ты до конца повести наслаждаешься злобно-ехидным юмором обеих.
А сам конец повести предсказуем. Когда «топят» заброшенный край сами жители, местная власть, может ли один подросток им противостоять? В фантастическо-героических книгах – да. В реалистичной прозе Э. Веркина, едва ли. Так и случается…
В целом повесть неспешна и самобытна, красочно описательна. Без лихо закрученного сюжета. Она навевает ностальгию по деревенскому детству, у кого оно было. Обращает внимание на самобытность российской глубинки, ее проблемы и мироустройство. Но не до щемящих чувств. А хотелось бы. Чтобы пробрало. Потому что это драма, как по мне. Ведь весь уклад жизни одного человека рушится в несколько часов. Да, предпосылки были. Но легче ли от этого прощаться со всем знакомым – начиная от старого мопеда, друзей, школы до привычек, мечты, дома и детства?
И еще. Финал. Скоротечно, да. Ну ладно, простился впопыхах, узы распались. Но неужели навсегда? Неужели он не спишется со Шныровой и Дрондиной? Дружил же. Вот так оставит затею с колоколом, не вырастит свой дуб? Неужели спустя 20-30 лет не приедет навестить дом? Или такой дом можно забыть, как и детство? В общем, не хватило мне эпилога. Просвета какого-то.
Остается только ждать, что если повесть выйдет в печатном варианте (кстати, он ей будет к лицу, ваоспримется глубже и яснее), то туман будущего рассеется и подарит пусть и крошечную, но надежду.
М.А. Огурцова,
главный библиограф отдела каталогизации
и справочно-библиографической работы НГОДБ